Главная История ДГТУ Факультеты ДГТУ расширяется Учебные Центры ДГТУ ДГТУ сегодня Традиции

Готовить специалистов в условиях, близких к производству

Конец 60-х-начало 70-х годов в стране ознаменовались мощным подъемом экономики, увеличением масштабов внедрения новой техники. Поэтому перед высшей школой была поставлена задача увеличения выпуска специалистов и повышения качества их подготовки. Кафедры института продолжали совершенствовать учебный процесс. При этом больше внимания стало уделяться физико-математической подготовке студентов, использовалась в учебном процессе вычислительная техника, повысился уровень экономического образования. Ректором и парткомом утвержден «Перспективный план улучшения учебного процесса института на 1974-1975 годы».

Начиная с 1965 года, вуз вышел на новые рубежи, его деятельность характеризовалась значительным подъемом во всех направлениях. По количеству студентов, преподавателей, сотрудников, объему научно-исследовательских работ и их значимости для народного хозяйства институт стал одним из крупных вузов страны.

Широкое внедрение в сельскохозяйственное производство страны современных технологий потребовало подготовки специалистов соответствующей квалификации. В 1973 году институт открывает подготовку инженеров по специальности «Автоматизация сельскохозяйственного производства», была создана новая профилирующая кафедра «Автоматизация сельскохозяйственного производства» (АСП). Заведующим кафедрой избран воспитанник института, к.т.н., доцент А.Л. Красниченко.

В этот же период институт стал готовить преподавателей машиностроительных дисциплин для профессионально-технических школ. Это было совершенно новое для института направление, подготовка таких специалистов была возложена на кафедру технологии металлов.

Из года в год росла материально-техническая база вуза. За это время были созданы новые учебные лаборатории при кафедрах технологии машиностроения, физики, сельхозмашин, приборов точной механики, сварочного производства, технологии металлов, специальные лаборатории по контактной сварке, механизации и автоматизации сварочных работ, по автоматизации сельскохозяйственного производства. Переоборудованы и вновь созданы кабинеты на кафедрах общественных наук.

Большим событием для института явилось введение в строй 8-этажного инженерно-лабораторного корпуса в 1970 году. Сооружение этого огромного здания создало хорошие условия для научных исследований и учебного процесса. Продолжалось строительство двух учебных корпусов для факультета сельхозмашин.

Кафедры систематически совершенствовали методику учебного процесса, разрабатывали программы, учебные планы применительно к новым достижениям науки и техники, вели большую научно-исследовательскую и методическую работу. Всего за 1966-1975 годы было создано 1170 наименований учебно-методической литературы.

Совершенствование методов приложения математики к актуальным проблемам развития и моделирования производственных процессов потребовало углубления знаний специалистов в области прикладной математики. Усилилось внимание к изучению высшей математики, вычислительной техники, вопросам программирования. В связи с этим в вузе в 1970 году была создана новая кафедра «Прикладная математика» (заведующий – доктор физико-математических наук, профессор Ю.П. Красовский).

В 1972 году был организован вычислительный центр с электронно-вычислительной машиной «М-222». На кафедре были установлены и применялись электронно-вычислительные машины: Мир-I, Мир-II, Наири-К, Проминь-2 и аналоговые вычислительные машины. В целях повышения качества обучения кафедры все шире стали внедрять в учебный процесс технические средства. На кафедрах деталей машин, сопротивления материалов, сварочного производства, приборов точной механики, сельхозмашин, теплотехники были изготовлены контролирующие и обучающие приборы и устройства собственной оригинальной конструкции.

Впервые в этот период технические средства обучения начали применять и кафедры общественных наук. Были оборудованы специализированные аудитории, позволяющие сопровождать чтение лекций демонстрацией кино и диафильмов.

РИСХМ стал головным институтом по разработке программ и учебных планов по специальности сельскохозяйственные машины. Кафедра сельхозмашин разработала учебные планы по этой специальности и весь комплекс учебных программ, которые были утверждены Министерством высшего специального и среднего образования СССР и рекомендованы для руководства другим вузам страны. Такая же работа проводилась кафедрой «Оборудование и технология сварочного производства».

За эти годы в институте были введены новые курсы - «Научно-техническая революция в СССР», «Основы управления производством», «патентоведение», «Трудовое законодательство».

Важную роль в совершенствовании учебного процесса играли межвузовские и институтские методические совещания и конференции. В ноябре 1971 года в РИСХМе прошло межвузовское совещание по вопросам совершенствования подготовки инженеров для сельскохозяйственного машиностроения и тракторостроения, в работе которого приняли участие представители Московского автомеханического и Волгоградского политехнического институтов. С обстоятельными докладами об опыте методической работы по подготовке инженеров по профилю «Сельхозмашины» выступили д.т.н., профессор Е.С. Босой, д.т.н. О.В. Верняев, к.т.н., доценты Г.М. Шатуновский, И.И. Смирнов, Е.Г. Султан-Шах, Ю.Ф. Новиков. Детально обсуждался учебный план специальности.

На новый уровень удалось поднять методическую подготовку преподавательских кадров. Это стало возможным благодаря созданному в институте в 1969 году университету педагогического мастерства. За два года обучения преподаватели повышали свои знания в области педагогики, психологии, методики подготовки и чтения лекций. Организатором и ректором университета был к.т.н., доцент Б.В. Рябинин. Работа университета педагогического мастерства была одобрена Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР. Много усилий для налаживания деятельности университета приложила секретарь Л.И. Груздева.

В учебные планы всех специальностей были введены курс «Научное управление производством» и лабораторные занятия по организации и планированию производства. Расширена разработка экономико-организационных вопросов в дипломном проектировании.

Значительное место в организации учебного процесса и воспитании студентов занимали факультеты, их деканы и Советы факультетов.

Из года в год росло количество преподавателей с учеными степенями и званиями. В 1966 году они составили 27 процентов, а в 1975 – 60 процентов, за прошедшее десятилетие защитили диссертации 160 человек.

Быстрыми темпами росло количество преподавателей высшей квалификации – профессоров и докторов наук. Этому способствовал перевод ряда научных работников на должности старших научных сотрудников. За период с 1966 по 1975 год докторами наук стали 22 человека, среди них И.И. Хорошев, Ю.П. Красовский, Л.В. Красниченко, Е.С. Босой, В.Г. Пустынников, П.И. Русин, А.З. Журавлев, А.А. Рой, И.А. Негодаев, О.В. Верняев, Н.С. Колев, В.А. Терликов, Л.Е. Стариков, Ю.В. Гриньков, А.П. Бабичев, В.В. Мельников, И.Н. Гуров, Ю.Ф, Новиков, В.И. Фомин, Л.М. Грошев, Н.Г. Дюргеров, М.Г. Габриели.

Пополнение преподавательских кадров специалистами с учеными степенями и званиями высшей квалификации поднимало весь учебный процесс и научно-исследовательскую работу на новую более высокую ступень. РИСХМ стал институтом высшей категории.

В 1969 году приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР институту было предоставлено право приема к защите докторских диссертаций. Первым в Совете Ростовского института сельскохозяйственного машиностроения защитил докторскую диссертацию доцент кафедры сельхозмашин И.Н. Гуров.

Повышение качества подготовки молодых специалистов во многом зависело от дальнейшего совершенствования учебного процесса. В 1976-80 годах учебный процесс по всем специальностям организовывался по новым учебным планам и программам, утвержденным министерством высшего и среднего специального образования СССР.



Разработка и поддержка сайта: ВЦ ДГТУ
Copyright ДГТУ 2011