Главная История ДГТУ Факультеты ДГТУ расширяется Учебные Центры ДГТУ ДГТУ сегодня Традиции

Больше молодых специалистов, хороших и разных 1945 – 1955 гг.

Завершается строительство главного корпуса института
Завершается строительство главного корпуса института

Новый корпус строили со всей энергией молодости
Новый корпус строили со всей энергией молодости

В холле главного корпуса
В холле главного корпуса

Ассистент Виктор Баталов (справа), в будущем – проректор по учебной работе, в цех «Ростсельмаша»
Ассистент Виктор Баталов (справа), в будущем –
проректор по учебной работе, в цех «Ростсельмаша»







Именно такую задачу ставило государство перед высшей школой в тяжелое послевоенное время. Поднять страну из руин возможно было, только возродив ее основные отрасли, среди которых машиностроение стояло на первом месте.

Однако резервов у вузов не было. Все довоенное унесла с собой война. Надо было создавать все заново – восстанавливать и строить здания, собирать разметанный войной коллектив, по сути, сформировать новый состав преподавателей, сотрудников, студентов.

В первый же послевоенный год произошел и ряд переподчинений вуза, что, в конечном итоге, способствовало его более эффективному развитию. 7 января 1946 года постановлением Совета Народных комиссаров СССР №23 Ростовский машиностроительный институт вместе с другими учебными заведениями, связанными с сельхозмашиностроением, был передан из системы Наркомата минометного вооружения в систему Наркомата сельхозмашиностроения.

Создание в 1946 году Министерства высшего образования СССР изменило ведомственное подчинение многих вузов. И в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 10 апреля 1946 года №809 Ростовский-на-Дону машиностроительный институт передан из системы Министерства сельскохозяйственного машиностроения в ведение Главного управления машиностроительных высших учебных заведений Министерства высшего образования СССР.

Задача увеличения подготовки специалистов была неотделима от задачи создания крепкой материальной базы. И в решении последней большую помощь институту оказал завод «Ростсельмаш». В октябре 1946 года министры сельскохозяйственного машиностроения и высшего образования СССР подписали совместный приказ, который обязывал директора «Ростсельмаша» М.З. Титаренко закончить к середине декабря 1946 года восстановление павильона сельскохозяйственных машин, принять участие в комплектовании оборудованием лабораторий, кабинетов и мастерских.

В это же время партия и правительство объявляют ударными стройками возведение заводов тракторных и сельскохозяйственных машин. В план капитального строительства этих предприятий включены и возведение учебно-лабораторных корпусов, общежитий для студентов и жилых домов для преподавателей и сотрудников.

4 сентября 1947 года приказом Министерства высшего образования СССР №1293 Сталинградский механический, Запорожский автомеханический, Алтайский и Ростовский-на-Дону машиностроительные институты были реорганизованы в институты сельскохозяйственного машиностроения.

Так Ростовский машиностроительный институт вновь (и на долгие годы) стал Ростовским-на-Дону институтом сельскохозяйственного машиностроения – РИСХМом.

Министр высшего образования СССР С.В. Кафтанов поручил ГИПРОВУЗу составить технический план по строительству учебно-лабораторного корпуса РИСХМа. И уже в начале марта 1948 года Ученый Совет института вместе с руководителем архитектурной мастерской ГИПРОВУЗа, архитектором Н.В, Буровым обсуждал представленный проект строительства здания института.

22 марта 1949 года в торце Ворошиловского проспекта, где раньше находились складские помещения, огороды и начиналась Александровская роща, собрался коллектив института, чтобы присутствовать при закладке первого камня в фундамент будущего главного корпуса.

Вначале строительство продвигалось медленно, и только с созданием в 1954 году Ростовского-на-Дону строительно-монтажного треста Главстроя МВО темпы работы ускорились. Каждый день с утра на строительной площадке института можно было увидеть директора Л.В, Красниченко, его заместителя по административно-хозяйственной работе М.С. Шведского, секретаря партийной организации. Строили вуз все – преподаватели, студенты, рабочие и служащие. Их помощь имела решающее значение.

Наряду со строительством новых зданий восстанавливался старый фонд, лаборатории и кабинеты. Многие кафедры, проявив инициативу, сами конструировали и изготавливали лабораторные установки. Опыт кафедры теории механизмов и машин (заведующий – доцент Я.Г. Лифшиц) по изготовлению учебных пособий использован многими вузами. Большой вклад в создание лабораторной базы внесли старшие лаборанты Ф.И. Руденко, Г.И. Руденко - на кафедре металлорежущих станков, П.Я Земляков, С.С. Комиссарук - на кафедре графики, П.И. Русин – на кафедре машины и технология машиностроения, В.А. Терликов – на кафедре деталей машин, А.Н. Фоменко – на военной кафедре, С.Т. Бездитко – на кафедре сельхозмашин, А.Н. Кривов – на кафедре электротехники, Т.В. Тамбовцев – на кафедре физики и другие лаборанты.

Значительную роль в оснащении вузовских лабораторий имело создание в 1945 году учебно-производственных мастерских (начальник мастерских – К.Ф. Ашихмин).

Тщательно готовился вуз к своему первому послевоенному набору: была организована приемная комиссия, проводились работы по популяризации института и его специальностей. Значительную роль здесь сыграли организованные в 1945 году подготовительные курсы, на которых, главным образом, шла подготовка рабочей молодежи, демобилизованных воинов.

Подготовительное отделение имело тогда право после обучения принимать экзамены за среднюю школу и выдавать при успешной сдаче слушателям аттестат зрелости. В течение длительного времени подготовительное отделение возглавлял опытный педагог Н.В. Верзилов.

Первый заведующий кафедрой «Машины и технология литейного производства» - С.Ф. Фролов
Первый заведующий
кафедрой «Машины и технология
литейного производства»
- С.Ф. Фролов

Зав. кафедрой сварочного производства – М.И. Домбровский
Зав. кафедрой сварочного
производства – М.И. Домбровский

Зав. кафедрой графики, декан факультета сельхозмашин – К.Ф. Щербаков
Зав. кафедрой графики,
декан факультета сельхозмашинbr
– К.Ф. Щербаков

Зав. кафедрой «Детали машин» - В.А. Терликов
Зав. кафедрой «Детали машин»
- В.А. Терликов

Все это позволило существенно увеличить набор на первый курс. Среди нового поколения было много фронтовиков, прошедших тяжелые военные испытания. Они учились с особым рвением, многие были активными общественниками. Золотой фонд института составили Ф.В. Костиков, В.М. Иваненко, Е.И. Шилин, Н.В. Дмитриев, В.П. Белых, Н.Д. Белых, В.Б. Кишельгоф, А.С. Ревенко, И.В. Полеводин, Н.Н. Игнатенко, И.И. Павленко, Н.И. Деплов, В.П. Воронов, В.В. Малиночка и многие другие.

С каждым годом увеличивалось число студентов. Если в 1945 году их было 256 человек, то к 1955 в вузе уже обучались 2345 человек.

Продолжалось формирование преподавательского коллектива. В первые два послевоенных года пополнение преподавателей шло в основном за счёт возвращающихся из Советской Армии. Только с октября 1944 по октябрь 1945 года были вновь зачислены в институт 42 преподавателя, в их числе М.Н. Доброхотов, А.З. Журавлев, Е.И. Хмелевский, Я.Г. Лифшиц.

В дальнейшем за десятилетие число преподавателей увеличилось более чем в четыре раза, достигнув 133 человек. К этому времени еще 16 преподавателей-фронтовиков вернулись в родной институт – Ал-др.З. Журавлев, Л.А. Ярошевский, И.Ф. Попов, В.А. Терликов, Т.Ф. Терликова, И.Н. Гуров, Н.А. Чукарин, Н.И. Николаев, К.А. Кистьян, А.И. Середин, Б.В. Рябинин и другие.

Часть штатного состава была укомплектована за счёт высококвалифицированных специалистов, пришедших с производства. Это М.И. Домбровский, М.Г. Штанко, А.Л. Воличенко, П.С. Колесников. Хорошим резервом молодых преподавателей был учебно-вспомогательный состав кафедр – к 1952 года девятнадцать из них стали преподавателями: Т.Я. Колева, И.И. Вовненко, П.И. Русин, В.И. Баталов и другие.

Наряду со многим, что требовалось сделать с начала первого послевоенного десятилетия, главнейшим являлось стремление успешнее организовать учебный процесс. Найти способ решения, свой алгоритм, соответствующий времени.

К решению этой задачи был привлечен весь коллектив. В декабре 1945 года в институте прошли три учебно-методических конференции, на которых обсуждались особенности преподавания общетехнических и общеобразовательных дисциплин, учебных планов и программ в машиностроительном институте.

Конференции, проведенные в институте, показали, что кафедры уделяли много внимания учебно-методической работе, а ее обобщение помогло совершенствованию учебного процесса. В последствии такие конференции стали в вузе традиционными. А когда в 1950 году Министерство ввело в практику новые учебные планы и программы, именно рисхмовские учебно-методические разработки в порядке обмена были переданы Запорожскому институту сельхозмашиностроения и Сталинградскому механическому институту.

Издавались лучшие работы кафедр. Так, вышел в свет первый том учебника «Теория, конструкции и расчет сельскохозяйственных машин», созданный авторским коллективом под руководством профессора Н.П. Крутикова. Этот учебник был переведен на немецкий, румынский, китайский языки.

Поднимающаяся после разрухи страна была покрыта сетью новостроек, на заводах внедрялись новые технологии, требующие большого количества специалистов-сварщиков. В связи с этим в институте в 1947 году был создан факультет сварочного производства. Его возглавил к.т.н., доцент В.И. Шейнин, затем в течение длительного времени деканом факультета работал И.В. Гарбузов, большой вклад в развитие факультета внес много лет возглавлявший его Л.А. Рылов.

Своевременным решением для быстрого обеспечения производства кадрами было создание при кафедре сельскохозяйственных машин годичных курсов переквалификации инженеров. В результате дипломы инженеров-механиков получили 23 слушателя, среди них Н.М. Будник, впоследствии профессор, долгое время возглавлявший кафедру сварочного производства РИСХМа.

30 августа 1954 года было принято Постановление Совета Министров СССР и Центрального комитета КПСС «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием», в котором, в частности, указывалось на необходимость пересмотра учебных планов с учетом подготовки специалистов более широкого профиля. Коллектив РИСХМа оперативно откликнулся на поставленные задачи.

Специальности «Технология машиностроения», «Металлорежущие станки и инструмент» были объединены с 1954-55 учебного года в одну специальность «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструмент». Подготовку инженеров поручили двум кафедрам «Технология машиностроения» и «Металлорежущие станки». В соответствии с этим были переработаны учебные планы с учетом их многопредметности, отдельные дисциплины переведены из числа обязательных в факультативные.

Был также разработан новый учебный план по специальности «Сельскохозяйственные машины», произведен тщательный пересмотр содержания учебных программ с целью изъятия из них устаревших тем, устранения повторяемости.

Из года в год в РИСХМе росло количество студентов, факультетов и кафедр. В 1952-53 учебном году в институте было 64 академических группы, четыре факультета – сельхозмашин, горячей обработки металлов, сварочного производства, вечерний и двадцать три кафедры.

В сентябре 1952 года заместителем директора института по научной и учебной работе назначен к.т.н., доцент Б.В. Рябинин.

Большим событием для коллектива института было вручение ему навечно как лучшему вузу Ростова и Ростовской области Красного знамени Обкома профсоюза высшей школы и научных учреждений.

Широкое участие студентов в научно-исследовательской работе, студенческих кружках, комплексных бригадах в содружестве с рабочими-новаторами и инженерами производства благотворно влияли на подготовку молодых специалистов.

За первое послевоенное десятилетие для народного хозяйства страны были подготовлены 1618 молодых специалистов. Многие воспитанники этого периода работали на руководящих должностях на производстве, в образовании, науке. РИСХМ в 1945-55 годах окончили Н.М. Чебуранов – заместитель министра станкостроения СССР, В.Г. Радченко – доцент, лауреат Ленинской премии, ректор Алтайского политехнического института, Ю.В. Гриньков, д.т.н., профессор, зав. кафедрой теории механизмов и машин, проректор и ректор (1973-1980 гг.) РИСХМа, П.И. Русин, д.т.н., профессор, зав. кафедрой металловедения, проректор института по научной работе, И.А. Долгов, д.т.н., член-корреспондент ВАСХНИЛ, член комиссии по Государственным и Ленинским премиям при Совете Министров СССР, ректор РИСХМа (1980-1983 гг.), В.И. Баталов, к.т.н., доцент, проректор института по учебной работе, Л.В. Руссо, д.т.н., профессор, зав. кафедрой Ленинградского политехнического института, Н.Н. Игнатенко, к.т.н., доцент, научно-исследовательского отдела института, Л.Е. Декамили, директор института «Гипрокомбайнпром», Ю.Ф, Черный, д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Машины и обработка металлов давлением Киевского политехнического института, Л.М. Грошев, д.т.н., профессор, долгое время возглавлявший кафедру сопротивление материалов, Н.Г. Дюргеров, д.т.н., профессор, О.В. Верняев, д.т.н., профессор, Ю.Ф. Новиков, д.т.н., профессор, член-корреспондент ВАСХНИЛ, директор Всесоюзного института кормопроизводства, П.И. Сопин, генеральный директор П.О. «Куйбышевбурмаш», С.А. Алферов, д.т.н., профессор, зав. кафедрой сельхозмашин Тимирязевской сельскохозяйственной академии, Г.Д. Петров, д.т.н., начальник отдела ВИСХОМа, лауреат Государственной премии, В.Н. Тимошенко, к.т.н., заместитель директора ВИСХОМ, А.А. Рой, д.т.н., профессор, А.Е. Церна, к.т.н., доцент, главный инженер завода «Ростсельмаш», Г.С. Сафаров, лауреат Ленинской премии, директор Белокалитвенского металлургического завода, Е.Г. Султан-Шах, к.т.н., доцент, декан факультета сельхозмашин, Л.А. Рылов, к.т.н., доцент, декан факультета сварочного производства, Л.З. Чикмардин, к.т.н., проректор по научной и учебной работе Ростовского завода ВТУЗ, В.Е. Заушицин, к.т.н., заместитель директора Всесоюзного научно-исследовательского института машиностроения кормопроизводства и животноводства (ВНИИ КОМЖ), В.И. Особов, д.т.н., профессор, заведующий отделом ВНИИ КОМЖ, И.К. Мещеряков, начальник ГСКБ по комплексу зерноуборочных машин, лауреат Государственной премии, В.П. Воронов, генеральный директор Минского завода холодильников, А.Б. Прокофьев, зам. главного инженера завода «Красный Аксай», Е.Н. Федичев, директор Армавирского завода транспортного машиностроения, В.Д. Олейников, начальник ГСКБ «Воронежзерномаш» и другие.

В течение долгого времени в РИСХМе работали преподаватели-выпускники первого военного десятилетия, учителя с большой буквы, имена которых сегодня мы произносим с особым уважением. Это кандидаты технических наук, доценты Н.А. Бобриков, А.А. Тихонов, Н.И. Деплов, Ф.В. Костиков, В.М. Таратин, Л.М. Ронский, В.М. Иваненко, А.И. Смолянинов, Е.С. Назаренко, Е.И. Шилин, Е. Подкович и многие другие.



Разработка и поддержка сайта: ВЦ ДГТУ
Copyright ДГТУ 2011